Перейти к содержимому
Наше приложение «Дешевые авиабилеты» в AppGallery >>

«Умная таблица» в Excel

    Создать «Умную таблицу», которая впервые была представлена в Excel 2007, очень просто. Для ввода данных в нее можно использовать автоформу, которая защитит формулы от случайной перезаписи. В Excel 2010 для «Умной таблицы» был добавлен инструмент «Срезы» для упрощения фильтрации данных.

    Общие правила создания и заполнения таблиц

    Чтобы ваша таблица, «обычная» или «умная», правильно работала, следует придерживаться при ее создании и заполнении следующих несложных правил:

    • не использовать в таблице объединенные ячейки;
    • присваивать графам (колонкам) уникальные имена;
    • в одной графе использовать один формат данных;
    • не оставлять при заполнении таблицы пустых строк;
    • в «обычной» таблице следует выделить строку заголовков (шапку таблицы) форматированием (цвет, шрифт) и закрепить на начальном экране.

    Создание «Умной таблицы»

    Для создания «Умной таблицы» необходимо выбрать любую ячейку внутри таблицы без форматирования или выделить произвольный диапазон, в котором планируется создать такую таблицу, и нажать кнопку «Форматировать как таблицу» на вкладке «Главная». Откроется окно выбора формата будущей «Умной таблицы»:

    Выбор команды «Форматировать как таблицу»

    Выбрать можно любой образец форматирования таблицы и нажать на него, а после создания «Умной таблицы» точнее подобрать форматирование с помощью предпросмотра. После нажатия на образец формата программа Excel предложит проверить диапазон будущей таблицы и выбрать, где будет создана строка заголовков (шапка таблицы) — внутри таблицы, если она уже с заголовками, или над таблицей в новой строке:

    Завершение создания «Умной таблицы»

    В примере заголовки уже присутствуют внутри диапазона с таблицей, поэтому галочку «Таблица с заголовками» оставляем. Нажав «OK», получим следующую «Умную таблицу»:

    Пример «Умной таблицы»

    Теперь при записи формулы создаются адреса с именами колонок, а при нажатии «Enter» формула автоматически копируется во все ячейки этой графы:

    Запись формулы в ячейку «Умной таблицы»

    Адреса с именами колонок создаются, если аргументы для формулы берутся из той же строки. Аргументы, взятые из других строк, будут отображены обычными ссылками.

    Когда «Умная таблица» уже создана, подобрать для нее подходящее цветовое оформление становится легче. Для этого нужно выбрать любую ячейку внутри таблицы и снова нажать кнопку «Форматировать как таблицу» на вкладке «Главная». При наведении курсора на каждый образец форматирования, «Умная таблица» будет менять цветовое оформление в режиме предпросмотра. Остается только выбрать и кликнуть на подходящем варианте.

    При выборе любой ячейки внутри «Умной таблицы» на панели инструментов появляется вкладка «Работа с таблицами Конструктор». Перейти в нее можно, нажав на слово «Конструктор».

    На вкладке «Конструктор» отображены все инструменты для работы с «Умной таблицей» (неполный перечень):

    • редактирование имени таблицы;
    • изменение цветового чередования строк на цветовое чередование столбцов;
    • добавление строки итогов;
    • удаление кнопок автофильтра;
    • изменение стиля таблицы (то же, что и по кнопке «Форматировать как таблицу» на вкладке «Главная»);
    • удаление дубликатов;
    • добавление срезов*, начиная с Excel 2010;
    • создание сводной таблицы;
    • удаление функционала «Умной таблицы» командой «Преобразовать в диапазон».

    *Срезы представляют из себя удобные фильтры по графам в отдельных окошках, работающие аналогично кнопкам автофильтра в строке заголовков. Создается срез (или срезы) нажатием кнопки «Вставить срез» и выбором нужной колонки (или колонок). Чтобы удалить срез, его нужно выбрать и нажать на клавиатуре «Delet» или пункт «Удалить (имя среза)» в контекстном меню.

    Работа с «Умной таблицей»

    Начните заполнять новую строку или новый столбец, и после заполнения первой ячейки «Умная таблица» автоматически расширится на эту строку или на этот столбец. Если в таблице использовались формулы, то при добавлении новой строки они будут автоматически в нее скопированы.

    Для заполнения «Умной таблицы» можно использовать автоформу, которая позволит защититься от случайной перезаписи формул и сделает заполнение более наглядным.

    Чтобы автоформа всегда была доступной, ее кнопку необходимо добавить на панель быстрого доступа (вверху слева). Для непосредственного перехода к настройке панели быстрого доступа нажмите на правую кнопку этой панели в виде черточки с треугольником внизу. Откроется следующее меню:

    Вызов окна «Настроить панель быстрого доступа»

    В этом меню необходимо выбрать пункт «Другие команды…» для перехода к окну настройки панели быстрого доступа:

    Окно «Настроить панель быстрого доступа»

    Здесь необходимо выбрать в верхнем раскрывающемся списке «Команды не на ленте», в окне со списком команд выделить пункт «Форма…», нажать кнопку «Добавить >>», а затем кнопку «OK». На панели быстрого доступа появится кнопка вызова автоформы.

    Автоформа будет вызываться кнопкой на панели быстрого доступа для той «Умной таблицы», внутри которой находится активная ячейка.

    Автоформа для «Умной таблицы»

    Обратите внимание, что ячейка с формулой не редактируется. Добавление новой записи или сохранение внесенных изменений в существующую строку происходит при нажатии кнопок «Добавить», «Закрыть» или «Enter» на клавиатуре. При нажатии кнопок «Назад» или «Далее» внесенные изменения не сохраняются.

    Любую таблицу желательно максимально автоматизировать формулами. Например, в таблице из примера можно вставить формулу для увеличения порядкового номера на единицу.

    Самым простым способом было бы вставить формулу =[предыдущая ячейка]+1, но она не копируется автоматически в новую запись. А в ячейках с этой формулой программа Excel выводит замечание: «Несовместимая формула в вычисляемом столбце».

    Для нашего примера подойдет следующая формула: =СТРОКА([@Наименование])-1, которая вычисляет номер текущей строки рабочего листа Excel и уменьшает ее на единицу, так как первая запись в нашей «Умной таблице» начинается со второй строки рабочего листа Excel.

    Если в отдельных колонках «Умной таблицы» использовать выбор значений из раскрывающихся списков, то добавлять записи придется путем копирования строк или протягиванием. Иначе, при автоматическом добавлении новой записи, формулы проверки данных для раскрывающихся списков скопированы не будут.

    Преимущества «Умной таблицы»

    К преимуществам «Умной таблицы» можно отнести следующие:

    • автоматическое форматирование по выбранному шаблону;
    • автоматическое расширение «Умной таблицы» при добавлении новых записей или колонок;
    • автоматическое копирование формул в новую запись;
    • возможность добавления строки итогов (критерий расчета итога для каждой отдельной графы можно выбрать из раскрывающегося списка);
    • возможность использования автоформы* для добавления новых записей и редактирования существующих (такая же возможность существует и для обычных таблиц).

    *При использовании автоформы не работают подсказки для ввода повторяющегося текста, при наличии которого удобнее добавлять записи непосредственно в таблицу.

    6 комментариев для “«Умная таблица» в Excel”

    1. Хочу выразить благодарность за полезные и понятно-написанные статьи. Спасибо!

    2. Галина Сергеевна

      Спасибо очень вовремя нашла ваш сайт

    3. Наткнулся на громадный минус умных таблиц — невозможность совместной работы, что перечеркивает все достоинства. Это можно как-то обойти (то есть, настроить совместный доступ для просмотра и редактирования информации), или это костыль?

      1. Евгений

        Добрый день. Общий доступ к файлу Excel хотя бы с одной умной таблицей невозможен по ограничению, наложенному самими разработчиками (последняя строка).

    4. Добрый вечер. Из строки со столбцами: Имя, Фамилия, Отчество сделать умную таблицу сделать очень просто. И потом через форму заполнять её данными. А если есть столбец с такими же строками: Имя, Фамилия, Отчество. То как сделать умную таблицу? При создании умной таблицы появляется колонка: Имя и Стобец 1. И при заполнении формы мы не можем ввести Фамилию и отчество. Подскажи пожалуйста, что я делаю не так. Недавно стал изучать Excel уже застрял на этом вопросе.

      1. Евгений

        Здравствуйте, Роман!
        Умная таблица заполняется только построчно — по столбцам никак не получится.

    Обсуждение закрыто.